ampelios (ampelios) wrote,
ampelios
ampelios

Category:

Бесплотный в тело входит

Благодаря о. Михаилу Желтову перевел я канон на Рождество Андрея Критского и анонимные ирмосы
Прошу не бить ногами: канон пытался перевести построчно, ритмизованной прозой, ирмосы - додекасиллабом.
Кому лень читать (все же не поленитесь!) замечательную статью о. Михаила (http://www.bogoslov.ru/text/2346647.html), могут прочесть здесь


Канон, глас 4.

Песнь 1, ирмос: Наставльшему древле

Да радуется тварь,

ведь Бог сегодня

явился во плоти,

рождаясь в Вифлееме,

в пещере пеленаясь.

Спасает Он от тления

землею порожденных

и зажигает свет.



Необычайное дело!

Странное соединенье!

Бог неизменный

все наше берет существо,

зачинается и создается,

но остается,

чем был Он прежде, и стал

нас ради, чем не был.



Веселится пусть Вифлеем,

ведь сегодня Эдем

к райскому наслаждению

мне дает подойти

и жизнь для меня открывает,

ибо древо

Он жизни — Рожденный

от Девы наш Бог.



О мудрости многой пучина!

Вот Вифлеем сегодня

оказался городом Божьим,

небом — пещера,

пеленки — покровом,

престолом же

херувимским явились для Бога

ясли животных внезапно.



Бог показался миру

и, от отцовской природы

не отступив, воплотился,

не изменил Он единству,

не призрачно воплотился,

выразил ведь

полностью Он в Себе

наше всё существо.



Пусть все творение пляшет,

ибо Бог и Господь

нам во плоти явился:

Кто Гавриилом предсказан,

Кто звездою указан

и Кого волхвы

с пастухами достойно

все славословили.



Необъяснимых родов

кто поведать может

непостижимый способ?

Без семени было зачатие,

без тления и рождение,

ибо Слово

было вначале у Бога,

воплощенное ради нас.



Троицу, Что в единстве,

как херувимы, все мы,

верные, воспоем;

Ту, Что в трех ипостасях

и в одном божестве,

безначальную

и одинаково вечную

в песнях прославим.



Тебя, о селение Божие,

духовную Лестницу,

Которою Бог сошел

и, уподобившись, нас

на небеса вновь возвысил,

мы Тебя,

Богородицу, все

славим достойно.



Песнь 2, ирмос: Ведите, ведите

Знайте, знайте,

что Я тот Бог,

то Слово и Сын, Что в начале,

Я воплотился от Девы

силой Святого Духа,

волю Отца исполнил

и для вас Я родился в пещере.



Знайте, знайте,

Что Я тот Бог,

Кто встарь пожалел Адама,

поглощенного тленьем,

и его Я теперь от Девы

принял, понес легко

и, не изменяясь, с ним сросся.



Ты наш Бог,

Ты Адама создал,

дал дыханье ему, Христе,

встарь пред Тобой виноватого

его пожалел милосердно,

в чреве Девы воссоздал,

сочетался с ним, не изменяясь.



Мы постигли, постигли,

что Ты тот Бог,

Кто сегодня предстал на земле

и показал нам небом

эту пещеру,

где ясли кажутся троном,

а Дева — чертог херувимский.



Господи, Господи, Ты,

Кто в пещере рожден,

Кто волхвами почтен,

Кто, как младенец, в яслях

скотских в пеленки завернут,

так вот предстал пастухам, —

тех, кто Тебя поет,

Ты помилуй, Христе.



Одного лишь Тебя я славлю —

Отца, безначального Бога,

от Кого Бог единственный — Сын,

и один лишь Утешитель — Дух,

Он не раб и не тварь,

но тождествен природой и славой,

равносильное, вместе на троне

восседающее Единство.



Радуйся, вечно текущий

веры нашей поток!

Радуйся, Бога живое жилище!

Радуйся Ты, Колесница святая,

на которую Царь Твой,

взошел, как на трон, облекшись

в порфиру из крови Твоей, непорочная!



Песнь 3, ирмос: Да не хвалится хваляйся

Пусть веселится всё на небе,

ведь те, кто на земле, Творца увидели:

рождает в Вифлееме, пеленает

Его Девица, чтобы Бог

проступков наших путы разорвал.



Ликует пусть всё на земле,

ведь небо показало ангелов

и ту звезду, что светит у пещеры —

так «слава Богу в вышине»

воскликнем с пастухами, верные.



Что за способ рождения,

что за дар Твоей благости?!

Ты Бог, но стал человеком, Господи,

и сам Ты облекся в тот образ,

что сделал, Создатель всего.



Непостижимо зачатие,

слов нет сказать, как во славе

вышел из Девы Ты, Господи,

по милосердию.

Но освети же и нас —

кто святое рождение празднует.



Неизъяснимость Твоего плода

кто сможет, чистая, поведать?

Без семени зачатие — без тленья плод,

и Сыну на земле отца

не сыщется, и матери – на небе.



Отцу поклонимся

мы, Сыну, Духу — неделимой Троице,

как херувимы, крикнем: «Свят Ты, свят,

святой, единственный Ты Бог,

и равночестный, и совечный».



Мы облаком, вместившим Бога,

Тебя зовем, ведь в нем спустился,

как дождь, в Твою утробу,

Непорочная Девица,

чтоб всех нас заново слепить

прообраза первичный образ.



Песнь 4, ирмос: Услыша пророк

Тот, Чья природа без начала,

сегодня в теле начинает быть

и нищенствует, нам подобно,

и приводит

Он всех в Себе к Отцу,

соединяемся ведь мы

со божеством Того.



Бесплотный в тело входит,

от Девы начинается безвременный,

пустеет Самый полный

и виден

всем незримый,

недостижимый

пеленками обернут.



Полки бесплотных

Тебя воспели, Что рожден в пещере,

волхвы к Тебе с дарами

склонились,

земля же с нами вся

поет, Христе,

Тебя — от Девы Бога.



Родился Ты необъяснимо,

Творец мой, осветив тех, кто во тьме,

и славу пастухи Тебе

воспели,

со страхом ангелы,

Спаситель, окружили,

как огненный престол, те ясли.



Волхвы и пастухи

дивятся, как родился Ты от Девы,

а вместе с ангелами славу

несут Тебе

и все отечества народов,

о нетварный Боже,

творимый в плоти ради нас.



Отец, и Сын, и Дух —

Вот Троица, в единстве не сливаясь:

в трех ипостасях единенье

и сущность

все почитают верные —

неразделимый свет,

всех без начала, всех сидящих вместе.



В Тебе великое свершилось,

Чистейшая, спасенья таинство,

в живот ведь Твой вселилось,

Богородица,

живое Слово, вечное —

всеобщий Бог,

Что человеком стал.



Песнь 5, ирмос: Возсияй мне, Господи

И Слово стало плотью,

и в нас вселилось,

бывшее в начале Богом,

как Иоанн сказал;

сегодня через Деву

в Адама одевается

и обновляет наше естество.



Без измененья происходит Сущий,

и Безначальный начинается,

вмещается же Невместимый,

Бесплотный плотянеет,

Творец творится,

и сейчас пустеет

нас ради полный Бог.



Творец всей твари

и природы Избавитель

от Девы в Вифлееме

рождается в пещере

и сам ложится в ясли:

сегодня нищенствует

в нашем бренном облике.



Неизменяющийся образ

и отпечаток точный

Отцовской вечности —

Тебя пою я, Что из чрева

со мной соединился плотью,

дабы весь образ мой

восстановить, как Бог.



Святая Троица, Тебе вся слава,

Единица в трех ипостасях

и сущность равносильная,

Что воспевают ангелы

и славят херувимы,

и вместе все творение

Единственного Бога славословит.



Твой Отпрыск сверхъестественный

все естество избавил

сверх естества от тления

по естеству, Нетленная

невеста, даром Божиим

все вкупе человечество

возобновив, как Бог.



Песнь 6, ирмос: В море житейском

Отца Премудрость,

предвечный Свет,

безначальный Сын,

Отцом рожденный до денницы,

от Матери в конце времен

плотянеет, лепится,

не расставаясь

с собственной славой.



В начале было Слово,

от Тебя — Отца,

прежде времен рожденное:

по милосердию с нашей закваской,

слившись, Оно смешалось

и, обожив оболочку,

явилось

двойственным по существу.



Вечно живой цветок,

Посох Давидов

из Иессеева корня

и от Иуды утробы безотчий,

а от Отца безматерний,

расцвел Христос,

рожденный

от Богородицы.



Пусть Вифлеем веселится —

город Давидов,

Христос ведь, наш

уничиженный облик приняв,

в пещере рождается,

и, самый малый,

ты Божьим

городом называешься.



Пусть воскликнет Исайя

своим громким голосом

в Божием духе:

«Вот дева в утробе воспримет Сына,

Что старше веков всех,

и породит сегодня

Эммануила —

всеобщего Бога».



Поклонимся мы все

в песнопениях, верные,

Богу безначальному

с Сыном — единосущным

Отцу — и Святому Духу,

Троице, неделимой

в единице

неразличимо.



Закрытую дверь — Тебя

Предвидел некогда

Езекииль:

через нее прошел ничем не вместимый

и вышел, сберегши

утробу Твою непорочной,

так же, как было

и до рождения.



Песнь 7, ирмос: Не предаждь нас

Отечества народов,

несите Богу славу;

народы, славословьте,

Кто на земле родился;

и кланяйтесь, о люди,

Тому, Кто из Иуды,

во плоти произрос

из племени Давида

— Богу и Христу —

и ныне в Вифлееме

явился нам.



Теперь Закона тени

прошли с Христа явлением,

когда зажглось сияние

для верных этой истины,

и тварь вся стала новою,

как Павел то описывал,

народы, мы избавились

от мглы прещенья древнего.



В Вифлееме Христос,

по пророку, рождается:

«Ведь и ты, Вифлееме, земля

Иудина, дом Евфрафов,

воеводством не будешь последним,

хоть и мал ты среди городов,

из тебя ведь придет ко мне

Воевода — пасти мой народ».



Обновляйся, Адам,

веселись, и праматерь Ева:

вот зажигает свет

праведности Христос,

глубокого мира и милости —

с ним первородный мрак

таинственно землю покинул,

и наши грехи растворились.



С Отцом вместе Сыну

и Духу Святому поклонимся —

несозданной сущности

и в божестве едином

святой поклоняемой Троице,

правильно сопрягая,

без деленья Ее различая,

воспевая же по-богословски.



Тебя, Непорочная, славит

вся тварь с племенами земными,

благословляют народы

и ублажают:

родился из Тебя, Дева-Матерь,

Тот, Кто все естество

отвратил от погибели

и снял с первозданных оковы.



Песнь 8, ирмос: В пламени огня

Непостижимый по природе,

от Девы родившись,

сегодня Исайи

пророчество исполняет:

добывая быстро,

собирая скоро,

волхвов Он с дарами зовет

божеству поклониться.



В пещере спеленатым

и в яслях лежащим

Христа наблюдая,

воинства ангелов

недоумевали:

«Что это за чадо?

Ведь, будучи Богом,

Он нам как младенец

виден в пеленках».



В пеленки завернутый

путы моих

Ты развязал прегрешений,

ради меня став младенцем.

О милосердье обильное!

О непроглядное таинство!

Тот, Кто всю землю лелеет,

словно младенец, спеленат!



Своим рождеством Ты уменьшил,

Светодавче Христе,

Солнце, безбожия

помрачение темное

и увеличил спасения

день всему миру,

заповедей Твоих свет

нам, словно день, зажигая.



С ангелами восхвалим

Тебя, прежде сущего Бога,

Единого в трех ипостасях

верно всегда почитая —

без начала Отца,

Сына, а также Духа,

Троицу, вечно в единице

нераздельно соединенную.



Кто не смутится, услышав,

о том, что Бог сам в утробу

вселился, младенцем явившись

без истленья и боли?

О, необычное таинство,

что не сказать и не выразить, —

как всё держащий в горсти

добровольно стал видим!



Песнь 9, ирмос: Яко сотвори Мне

Кто от Отца без матери

и от матери без Отца

родился нас ради от Девы

и примирил всех нас

по милосердью с Отцом,

во плоти нам явившись.



Вот Творец всех вещей,

Вечно живущий с Отцом,

опустошается и воплощается

для нас и к Богу приводит

принятый Им от нас

по милосердию образ.



Земнородную сущность

Бог от Тебя принимая,

в вифлеемской пещере родился

и так обожил нас

смертных по милосердью,

Непорочная Дева-Матерь.



Вот с высоты Восток

к нам склонился — Христос,

Свет тем, кто во мгле и тени,

и примирил всех нас

по милосердью с Отцом,

Богородица Непорочная.



Опочил на Тебе

Тот, Кто с Отцом неразлучен,

сидящий с Отцом и Сыном, —

Дух Святой, о Честная,

Матерью чистой, нетленной

всем Он Тебя показал.



Троице, Что в единице,

все мы поклонимся, верные,

славя Отца и Сына,

а также Святого Д уха,

в сущности Их единой

провозглашая.



Обрадованной давайте,

верные, мы воскликнем

с Гавриилом архангелом вместе:

«Радуйся, Божий престол,

Та, Что выше небес

и выше всего творения!»

Ирмосы

1.

Христос приходит как младенец в Вифлеем,

по милости природу нашу обновив.

Скорей спешите вы, рожденные землей,

чтоб сердцем стройно спеть Владыке песнь,

во веки ибо славно Он прославился.

3.

Царь безначальный неба, Слово доброе,

взгляни, услышь меня, кровоточивую,—

усердно так к Тебе взывала Анна встарь.

Но, как ее услышал Ты в потоках слез,

так Ты и наш, Владыка, разум укрепи,

чтоб нам воспеть достойно Рождество Твое.

4.

Услышавши пророк, Христе, то о Тебе известье

испуган был, что хочешь Ты произойти от Девы,

и в трепете вскричал: Твоей, Господь мой, силе слава!

5.

О призирающий на всех, царей хвала,

не удивится кто от милости Твоей?

Ведь Ты явился на земле, не покидав Отца,

дабы сегодня все творенье обновить

и, как единый миротворец, мир подать.

6.

В пучину гибели природа жалкая,

Христе мой Спасе, погрузившись некогда,

лежит там — горе мне! — во мрачной глубине.

Но вот с божественным могуществом Твоим

взошла она к сладчайшей красоте небес —

Тебе хваленья жертву, Спас, — кричит, — несу.

7.

Как дети встарь, Тебе мы, Слове, вопием:

Твоим рабам покров и сторож, Спасе, будь

и всех спаси от нападения врагов,

дабы Твой воспевая день рождения:

во веки,– мы сказали,– Ты благословен.

8.

О мира обновитель и спаситель всех,

поет Тебя творенье с ангелами все,

танцует, пляшет и ликует в трепете:

Благословляйте,– прибавляя,– все дела,

почтенный день рожденья Спасшего меня,

со мной во век Его в любви превознося.

9.

Мария Дева, Бога приняв, радуйся!

Чистейшая, Опора павших, радуйся!

В Тебе сегодня ведь Владыка был явлен —

о чудо! — обновляя тех, кто истлевал

и возвращая к свету невечернему.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments