ampelios (ampelios) wrote,
ampelios
ampelios

Category:

Понедельничная ересь

Беседа с многомудрым смиренным отроком (http://ampelios.livejournal.com/112357.html) навела меня на одну, еще более странную мысль.
Ранние христиане, до IV в., старались причащаться часто (хотя и тут не все однозначно). В IV в. такая практика сохраняется в Каппадокии (4 раза в неделю), к ней призывает Амвросий Медиоланский. Но эти призывы указывают как раз на то, что миряне, число которых стремительно увеличивалось после легализации христианства, в основном причащалось уже редко.  Августин одобряет обе практики: и редкого, и частого причащения, а вот «Иоанн Златоуст свидетельствует о практике причащения в Церкви его времени. Многие причащались один раз в году, другие дважды, третьи - неск. раз. Были нек-рые монашествующие, к-рые причащались редко - один раз в год или даже в 2 года. Святитель видит пользу не в частоте Причащения как таковой, но в расположении и состоянии причащающихся: «С чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью... пусть всегда приступают, а не такие - никогда»» (http://www.pravenc.ru/text/348067.html).
Затем частота причащения еще более сокращается. «Творения прп. Феодора Студита свидетельствуют и о фактическом изменении евхаристической дисциплины в его эпоху: преподобный укорял монахов возглавляемого им мон-ря за то, что они приступали ко св. Причащению только по воскресеньям, призывая их по возможности причащаться за каждой литургией (но лишь при условии самой тщательной подготовки к таинству - Theod. Stud. Serm. cathech. 107 // PG. 99. Col. 646-648), и при этом отмечал, что в его время даже и в мон-рях практика часто причащаться стала редкостью; прп. Феодор призывал священников совершать литургию ежедневно, ссылаясь на свой пример». Про то, что было дальше, лучше умолчим. На Западе ситуацию выглядела несколько иначе, но тоже не безоблачно. Для России см.: http://www.bogoslov.ru/text/2597120.html.
Такая вот, в общем-то известная картина: большинство мирян и даже монахов и клириков причащаются редко, и только великие умы требуют частого причащения. К чему я это? А к тому, что «евхаристическое движение» ХХ в. (и его предшественники), ратующее за частое причащение мирян, утверждает, что именно Евхаристия является основой всего христианства: типа институты и другие формы преходящи, а вот она вечна. Тут его адепты, с одной стороны,  смыкаются с находившимися в абсолютном меньшинстве радикалами вроде Феодора Студита, а с другой, пытаются вернуть Церковь не в ранние вообще, а именно в раннехристианские времена, ибо, как мы видели, уже с IV в. причастие становится скорее редким.
Но тут возникает большая проблема: раннехристианские Церкви были устроены наподобие римских коллегий (их епископы – совсем не наши епископы и т. д.) и были адекватны эпохе гонений. Там еще существовала идея и возможность Евхаристии как реальной совместной трапезы. Но нынешнее положение Церкви никак не похоже на раннехристианское, и не только в силу внешних обстоятельств. С христианизацией империи произошла радикальная перестройка практик: меняется богослужение, крещение и т. п. Меняется и практика причащения. И опять у меня возникает впечатление попытки засунуть пасту обратно в тюбик (http://ampelios.livejournal.com/98597.html).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments