ampelios (ampelios) wrote,
ampelios
ampelios

Categories:

Дары волхвов

Поскольку многоуважаемый danuvius как бэ намекает, что все вопросы по этому поводу ко мне, то мне придется таки что-нибудь сказать. Православные терки о том, чему и чем надо поклоняться (см. http://danuvius.livejournal.com/365015.html и комменты), я оставлю в стороне: я еще хорошо помню, как в 90-е гг. в одном уважаемом московском храме стояла очередь к булыжнику, поднятому на улице турецкого города Демре. Перейду к самой реликвии.

Обычно в качестве реликвии почитаются останки святого, и без специальных анализов установить подинность этих костей сложно (разве что кость явно женская или свиная). Но в данном случа речь идет о предметах, поднесенных волхвами Младенцу-Христу, то есть претендующих на то, чтобы быть вещами нач. I в. И если смирну и ладан опять таки просто не проверишь, то золото - а это не слиток, но подвески - проверить можно и визуально.
Паломники (Аноним Меркати, Таррагонский аноним) сообщают о дарах волхвов в Св. Софии Константинопольской. Согласно второму, они даже звенят и шумят. Нынешние дары волхвов вроде как подарила афонскому монастырю Св. Павла во 2 пол. XV в. Мара Бранкович, вдова Мурада II. Вопрос только в том, идентичны ли эти дары тем, что были в Св. Софии.
Короче говоря, я послал их фото (например, http://alexeyfedoseenko.narod.ru/albums/svatini/large/0002.jpg) своему коллеге Алексею Комару из Киева - знатоку византийской ювелирки. Так вот, он считает, что подвески - это преимущественно поствизантийская муть, а вот зерненые бусины - это Византия XIII-Xiv веков. Вот такая история.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments