ampelios (ampelios) wrote,
ampelios
ampelios

Category:

Жизнь и житие преподобных жен Ксанфиппы, Поликсены и Ревекки III-IV

13.      А Проб еще за ужином приказал сторожить ворота их дома жестоким и злым воинам и, отдав такое распоряжение, тотчас уснул на пиршественном ложе. Тогда рабы пошли и сообщили об этом Ксанфиппе, чтобы та разбудила его, но она сказала: «Погасите, дети мои, светильники и оставьте его в таком виде». Когда же настало время первого сна, взяв триста золотых, она подошла к воротам, говоря про себя: «Может, такое множество денег убедит привратника». А тот, как человек дурной и развращенный умом, не согласился этого сделать. Тогда она, развязав даже свой пояс, весь в драгоценных камнях, ценой в двести золотых, дает ему и выходит со словами: «Господи, своих собственных рабов убеждаю я при помощи денег, чтобы Твой глашатай Павел не пострадал от Проба». Побежала Ксанфиппа в дом к апоэпарху Филофею, словно на величайшее и необычайное дело, славя Бога. И вот когда проходила она через некое место, демоны погнались за ней с горящими светильниками и молниями. Она же, обернувшись, видит позади себя это ужасающее зрелище и, охваченная сильным страхом, сказала: «Что теперь с тобой, жалкая душа, случилось, что лишилась ты своего рвения? Побежала ты к спасению, побежала ты ко крещению, но попалась змию и его слугам, а это устроили тебе твои грехи». Говоря так, она от сильного отчаяния даже сдалась душой. Но великий Павел, предупрежденный Богом о нападении демонов, тотчас стал рядом с ней — а вел его некий прекрасный юноша — и сразу исчезло демонское наваждение. Сказал ей Павел: «Встань, дитя Ксанфиппа, и воззри на любимого тобой Господа: от пламени Его и небеса содрогаются, и бездна обмирает, но Он пришел к тебе, сжалился и спас. Взгляни на принявшего в Свои объятья твои молитвы и тотчас услышавшего тебя. Посмотри на пришедшего в образе человека и обрети мужество противостать демонам». Она же, встав с земли, сказала ему: «Учитель, зачем ты оставил меня в одиночестве? Так хоть теперь поспеши дать мне печать, чтобы даже если настигнет меня смерть, отправилась я к Нему, благоутробному и никого не презирающему».
14.      Сразу же взяв ее за руку, великий Павел вошел в дом Филофея и крестил ее во имя Отца, Сына и Святого Духа. А затем, взяв хлеб, он дал ей Евхаристии со словами: «Да будет тебе это в оставление грехов и в обновление души твоей». Тогда блаженная Ксанфиппа, получив божественный дар святого крещения, возвращается к себе домой, радуясь и славя Бога. А привратник, увидев ее, заорал громким голосом, чтобы считали, что она вышла против его воли, если узнает об этом Проб. Но Тот, Кто вместе с Павлом просветил ее, погрузил в глубокий сон весь дом вместе с Пробом, и они вообще не услышали его криков. Она же бегом мчится в свою спальню, приговаривая: «Что сказать мне о Тебе, Взыскатель грешников, Который постоянно пребывает с нами в наших скорбях? Творит это Твоя доброта, ибо ради человека, которого Ты создал, Ты низошел до смерти. Сколько ведь раз не гневил бы Тебя человек, Ты во много раз больше изливаешь на него Свои милости, Владыко. О глубина жалости и богатство милости! О неизмеримая доброта и несказанное человеколюбие! О сокровище благ и податель милости, обогащающий тех, кто верует в Тебя! Так что если бы сказал любящий Тебя: "Рядом со мной, Господи, стань", Ты сам мгновенно окажешься с ним. А если он скажет: "Благодарю Тебя, услышь мои слова", то прежде чем это будет сказано, Ты сам предстанешь перед ним. И просящим Тебя, каждому ты даешь по его прошению. Тех же, кто не знает Тебя, отыскивает Твоя благость, и мчишься Ты к грешникам. О ласковый взор, наполняющий милостью пути грешников! О доброе призрение и побуждение не ведающих! Кто возвестит моему господину Павлу ныне случившееся со мной спасение, чтобы он сам пришел и воздал за меня благодарственные слова Этому Заступнику грешников? Придите, о множество людей, увидьте и познайте Бога, Который грехи ненавидит, но грешников милует! Приди, наконец, о глашатай Божий Павел, ведь с тобой я ныне пребываю в одном учении, и воздай за меня благодарственные слова! Ведь я хочу умолкнуть, потому что пугает меня мой человеческий рассудок, как бы [не оказалось, что] нет у меня дара восхваления. Умолкнуть я хочу и говорить не в силах, ибо кто-то жжет меня изнутри и [одновременно] услащает. Если бы сказала я: "Закрою свой рот", то все равно есть кто-то, кто играет во мне на кифаре. Говорю я что-то великое? Как бы [это не был] Тот Учитель, что в Павле, Кто никого не презирает, Кто небеса наполняет, Кто изнутри говорит и снаружи принимает, Кто на престоле с Отцом восседает и Кого люди на кресте распинают. Итак, что делать мне, я не знаю. Обессилел мой убогий ум, и не хватает его до конца. Ты, Кто был за руки на кресте прибит и копьем в ребро пронзен, Ты от Иакова звезда и от Иуды лев, Ты от Иессея жезл и от Марии Человек и Бог, Ты в лоне Отца неразлучимый с Ним Бог, херувимами возносимый и Израилем поносимый. Слава Тебе, на земле явленному и людьми схваченному, на древе повешенному и, по словам беззаконных, ложно украденному, но нас явно для всех искупившему».
15.      И пока она еще говорила так, на восточной стене показался крест, и тотчас вошел через него миловидный Юноша: вокруг Него были лучи, [словно] дрожавшие перед Ним, а из-под Него распространялся свет, по которому Он и шел. И когда он вошел внутрь, задрожали все основания того дома и зазвенели от сильной дрожи. А Ксанфиппа, увидев его, возликовала и пала на землю, словно бездыханная. Но Он, милостивый и человеколюбивый, приняв тотчас облик Павла, поднял ее со словами: «Встань, Ксанфиппа, и не бойся, ведь так прославляются рабы Божьи».  Встав, Ксанфиппа пристально посмотрела на него и, решив, что это Павел, спросила: «Как ты вошел сюда, глашатай Божий, когда я подарила 500 золотых привратнику, который к тому же мой раб, а у тебя золота нет вообще?» Господь же отвечает ей: «Мой раб Павел добыл себе всего паче любого богатства. Ведь все сокровища, что добудет здесь, он отсылает в Небесное Царство, чтобы отправившись туда, упокоиться в бесконечном и вечном упокоении. А сокровище Павла такое: ты и подобные тебе». Пристально взглянув на Него, Ксанфиппа, хотевшая что-то сказать, увидела, что лицо Его сияет как свет. И сильно изумленная, она закрыла обеими руками свое лицо и бросилась на пол со словами: «Сокройся, Владыко, от телесных моих очей и просвети мой рассудок. Ведь я поняла, наконец, кто Ты. Ты Тот, Кому предшествовал крест, Кто вверху единственный [Сын] от единственного Отца и внизу единственный Сын от единственной Девы. Ты Тот, Кто был пригвожден за руки и Кто рассек камни. Ты Тот, Кого никто другой не может вынести, кроме Отцовского лона».
16.      И пока она так говорила, скрылся от нее снова Господь. Придя же в себя, Ксанфиппа сказала: «Горе мне несчастнейшей, потому что никто не сообщил мне, какова ответная благодарность рабов Владыке. Если был [бы] здесь Божий глашатай Павел, то как он воспел бы Его? Но как бы, в ответ на такие великие милости и дары, они и сами не замолчали, охваченные только слезами. Ведь невозможно достойно воспеть что-либо соответственно Его дару». Говоря так, она была сильно ослаблена от того, что не ела. Ведь глубоко погрузившись в любовь ко Христу, она забыла даже о пище. И вот, сильно истомившись и от воздержания [от пищи], и от видения, и от бдения, и от остальных тягот, она не могла встать с пола.
IV
17.      И Проб поднялся с пиршественного ложа весьма унылым. Ведь лежа там, видел он сон и сильно из-за него расстроился. Увидев же, что он собирается пойти на площадь с таким удрученным лицом, привратник весьма испугался: «Как бы,— говоря,— не узнал он о случившемся и не погубил меня жестоко». А сам Проб, выйдя и дав торговцам распоряжения в соответствии с днем и сезоном, быстро вернулся домой и говорит своим рабам: «Позовите ко мне срочно мудрецов Варанда и Гностея». Когда же их позвали, он говорит им: «Я видел весьма ужаснейший сон, и виденное в нем разгадать нам не по силам. Поведайте же мне это вы, как лучшие знатоки во всей вселенной. Объясните мне его, когда расскажу я вам». Говорит ему Варанд: «Если это видение от нашей мудрости, то мы тебе его разгадаем. Если же оно от появившейся теперь веры, то мы не сможем тебе его объяснить, ведь оно от другой мудрости и разума. Впрочем, пусть скажет наш господин и владыка свой сон, и мы увидим, есть ли ему разгадка». Проб спросил Гностея: «А ты почему ничего не ответил?» Гностей ответил: «Сна я не слышал, и что могу я сказать, но что бы это ни было, по поводу ли Павла это? Скажи теперь, и обнаружишь, так ли это». Тогда Проб сказал: «Привиделось мне, что стою я в некой неизвестной и чужой стране, и сидит там некий царь-эфиоп, который владел всей землей, и казалось, что не будет у него никогда преемника. И стояло при нем множество прислужников, и все они старались на погибель и весьма преуспевали. А когда показалось, что этот эфиоп овладел предметом [своего желания], поднялся ворон и, став над ним, закричал резким голосом. Тотчас же поднялся с восточной стороны орел и захватил его царство, и рассыпалась его держава, а стоявшие при нем убежали к орлу. Тогда тот царь стал бороться против тех, кто убежал к орлу, но орел поднялся в небо, и вот пришел некий помощник к убежавшим к орлу и оставил им посох. И тех, кто схватили его, не могла покорить сила того царя, а всех тех, кто убежали к державшим посох, он омывал чистой водой. И омывшиеся стали владеть его царством, а враги царя бежали к этому посоху (?). Таким образом, сильные мужи, взявшие посох, обратили к себе великое множество людей. А тот царь боролся с ними, но нисколько вообще не преуспевал. Однако он мешал многим поверить в пославшего этих мужей в мир для свидетельства, и по этому поводу многие печалились. Однако ничто не было так сковано, как он сам, ведь он сам царствовал над всем светом. Тут сну и конец».
18.      Тогда мудрец Варанд сказал: «По милости Божьей я скажу о том, что послал Господь в мир. Царь, которого ты видел, — это дьявол, множество его прислужников — это демоны, а его толпы — это те, кто поклоняются богам. А то, что он думал, что у него не будет преемника, — это то, что он не ждал пришествия Христа. Ворон же указал на бессилие этого царя, ведь ворон не соблюл послушания праведному Ною, но возлюбил жалкое. А орел, поднявшийся, схвативший его царство и поднявшийся в небо, и то, что пришел некий заступник прибегающих к орлу, держа посох, — это Господь Иисус Христос, Который оставил им посох, то есть Свой честной крест, а то, что он омыл прибежавших к нему, указывает на непобедимую броню крещения, и потому-то их и не покорили. Те же сильные мужи, кто послан в мир с крестом, — глашатаи Бога, подобные Павлу, который теперь с нами, — против них ничего не может сделать тот царь. А стало известно тебе это потому, что и неверующим дает Бог таким способом успокоение. Так что смотри, хватит ли сил и тебе, желающему навредить Павлу. Ведь явил тебе Господь ту могучую силу, что защищает его. Поэтому уразумей то, что я сказал тебе, и не служи тому темному царю. Ведь как ты видел, что его царство исчезло, так вместе с ним погибнут и все его прислужники. Итак, давай же, господин мой, пойдем к Павлу и примем от него омовение, чтобы не покорил и нас сатана». А Проб ответил: «Пойдем сперва к Ксанфиппе и посмотрим, жива ли еще она. Вот ведь уже двадцать девять дней, как она ничего не ела, ибо вечером я видел ее лицо, и оно было словно готово к кончине».
19.      Когда же они подошли к ее спальне, то услышали, как она поет:
«Хвалите, и грешники, Бога, ибо Он принимает и ваши молитвы, аллилуйя.
Хвалите, и отчаявшиеся во мне — Господе, аллилуйя.
Хвалите Его, нечестивые, ибо ради вас Он был распят, аллилуйя.
Хвалите Его, борющиеся за спасение грешников, ибо вас любит Бог, аллилуйя.
Хвалите Его, радующиеся возвращению грешников, ибо вы сограждане святых, аллилуйя».
Пока она говорила это и больше этого со слезами, мудрецы Варанд и Гностей, открыв дверь, вошли и припали к ней со словами: «Помолись за нас убогих, раба Христова, чтобы и мы попали в число твоих [людей]». Она ответила им: «Братья, я не Павел, который оставляет грехи, но все же не далеко он от нас. Так не припадайте же к моим коленям, но ступайте к нему, который лучше может вас облагодетельствовать». А те бегом примчались в дом Филофея к Павлу и нашли его поучающим большую толпу. Пришел и Проб послушать Павла. Вошла с ними и Ксанфиппа поприветствовать его и, оказавшись рядом с Павлом и преклонив колени, поклонилась ему. А Проб, видя это, удивился, что столь высокий ее рассудок превратился в столь большое смирение. Ведь она смиренно села у ног Павла на землю, как одна из простолюдинок. И очень опечалился Проб, еще даже не начал слушать поучение, но постоянно наблюдал и следил за Ксанфиппой.
20.      А великий Павел учил, что «Те, кто воспламеняются плотью, пусть хранят законный брак, отказываясь от блудодеяний, особенно — с чужой женой, и те, кто сочетался браком, пусть берегут друг друга». Проб радостно слушал такое поучение и сказал: «О Павел, как хорошо и мудро изложил ты это учение! Так что же удалилась от меня Ксанфиппа?» Павел отвечает: «Дитя Проб, те, кто предвидят, что человеческие дела испытываются огнем, и те, кто всегда держат в уме неумолимость смерти, отвергают всякую похоть, касающуюся плоти. Горе же, когда похоть будет судить похотливца! Тогда он будет скрежетать бесполезным и напрасным скрежетом, ведь время исправиться через покаяние проходит». Услышав такое, Проб вернулся к себе домой удивленный и не ел ничего тот день, но пошел и лег на свое ложе. А встав около третьего часа ночи, он сказал: «Увы, что за жестокий день, в который я женился на Ксанфиппе! Лучше бы я умер и не видел ее». Сказав так, он встал со словами: «Помолюсь-ка я Богу Павла. Может Он и мне устроит полезное, чтобы оставленный ей я не стал посмешищем для всего мира». И тотчас упав на землю, он стал говорить так: «Бог Павла, если, как я слышал от Ксанфиппы, Ты и не ведающих Тебя отыскиваешь и возвращаешь блуждающих, то сделай и мне полезное. Ведь Ты царствуешь над жизнью и смертью, как я слышал, и господствуешь над небесным, земным и подземным, над всеми человеческими мыслями и желаниями, и Тебе одному слава во веки, аминь».
21.      Тогда, встав с пола, Проб снова упал на свое ложе. А утром, встав, он отправился к Павлу и, обнаружив, что он крестит многих во имя Живоначальной Троицы, говорит: «Итак, если достоин я, господин мой Павел, принять крещение, то вот пора». Говорит ему Павел: «Дитя, вот готова вода для очищения приходящих ко Христу». И вот, тотчас быстро сняв свои одежды, поддерживаемый Павлом, он вошел в воду со словами: «Иисусе Христе, Сыне Божий и Боже вечный, всякий грех мой да упразднит эта вода». А Павел сказал: «Крестим тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа». И затем он дал ему принять Евхаристии Христовой. Тогда Ксанфиппа, сильно обрадовавшись, вечером отправилась со своим мужем домой, чтобы устроить веселье для всех домашних и совершить праздник. И когда они пришли, она приказала приготовить блистательный ужин, а сама поднялась в триклиний. И вот демон, подойдя к лестнице в подобии одного из мимов и став в темном углу, решил испугать и застращать Ксанфиппу. А она, решив, что это один из тех мимов, что были у нее обычно, гневно сказала ему: «Часто говорила я тебе, что больше не принимаю я шуток, а ты пренебрегаешь этим, ибо я женщина». И тотчас схватив железный поставец в виде раковины, кинула ему в голову и разбила ему все лицо. Тогда демон закричал: «Насилие! Из-за происходящего (?) и женщины получили власть бить нас». А Ксанфиппа сильно испугалась.
Subscribe

  • Что-то мне это напоминает

    То, что меня особенно поразило, это известно не всем, поэтому я опишу, как происходит это служение. Недалеко от храма Афины Полиады живут две…

  • Писюнькови злочинци

    И вот Евфем, родом кариец, рассказал мне, что, плывя как-то в Италию, они из-за ветров сбились с пути и были занесены во внешнее море, по которому…

  • Маска обозначает

    до глаз и с перчатками - страх, на носу - законопослушность, на рту - принуждение, на подбородке - боязнь наказания, на одном ухе - насмешку, на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment