ampelios (ampelios) wrote,
ampelios
ampelios

Categories:

бароккомахия

Бурлящие в интернетах дискуссии о ненужности пышных облачений, их несоответствии духу христианства, древней практике, заветам Отцов и т.п., я считаю бессмысленными и бесплодными. Зримая сторона земной Церкви - феномен исторический, который неизбежно развивается вместе с обществом и проходит через различные художественные моды, иногда даже сам их формируя. Так было в Византии, Западной Европе, России и т.д. При этом произведения отживших стилей сосуществовали в Церкви с новомодными, уже "освященные" духом древности, которая, как известно, всегда казалась святей.
В XVIII-XIX вв. строительство и украшение храмов в России достигли наибольшего масштаба, и потому вполне понятно, что характерная для XVIII века стилистика барокко, во многом под украинским влиянием, нашла свой отклик и в Церкви, а в XIX веке, когда столицы уже перешли к другим стилям (ампиру, историзму и т.п.), продолжала распространяться в провинции, затрагивая все стороны церковного убранства: облачения, утварь, живопись, музыку. Стилистика барокко, рассчитанная, прежде всего, на театральный эффект и обращающаяся для этого к избыточным, пышным формам, всему впечатляющему и блестящему, легко находила отклик в народном вкусе с его тягой ко всему броскому и яркому (а в нынешнем изводе это "гламур") и постоянно проявлялась во все новых формах, особенно в церковном убранстве (вспомним хотя бы "дутые" и блестящие фарфоровые иконостасы начала ХХ в., сменившие не менее напыщенные резные иконостасы XVII-XVIII веков), став, в конце концов, важным маркером русской церковной идентичности. Таким она оставалась и в советское время, а с 1990-х годов расцвела пышным цветом, подчас в карикатурных формах (изделия Софрино). При этом она так тесно срослась с русским православием, что перестала уже восприниматься как барочная, а кажется такой же естественной и исконной, как и "иконы под Рублева".
Бороться с ней можно только при наличии целенаправленной реформаторской программы у церковных или государственных властей, как боролись в Элладской Церкви с церковным "академизмом" для создания новой, "византийской" идентичности. Но обращение к древнерусской стилистике в Русской Церкви табуировано (на общецерковном уровне) из-за раскола, а другие, современно-интеллигентские пути обновления а ля Второй Ватикан противоречат консервативному духу народа, видящего в Церкви хранительницу традиций. Поэтому бороться с церковным псевдо-барокко - все равно что бороться с правыми хорами: они все равно поют лучше, пусть и непонятно что.
Subscribe

  • энциклопудия

    Вышла очередная напыщенная книжка Митрофанова-младшего, где он выставляет себя единственным отечественным специалистом по Комниным и кидается…

  • Что-то мне это напоминает

    То, что меня особенно поразило, это известно не всем, поэтому я опишу, как происходит это служение. Недалеко от храма Афины Полиады живут две…

  • Писюнькови злочинци

    И вот Евфем, родом кариец, рассказал мне, что, плывя как-то в Италию, они из-за ветров сбились с пути и были занесены во внешнее море, по которому…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments