ampelios (ampelios) wrote,
ampelios
ampelios

Category:

Искусство настоящего исихазма

На волне религиозного возрождения в 80-90-е годы в России стала популярна тема исихастского искусства. Начиналась она с "Аскезы и преображения" и достигла своего апофеоза в "искусстве победившего исихазма". Но, по сути, все это исихастское искусство сводилось к Феофану Греку и аскетическим образам с мощными светами. Как можно догадаться, вся их связь с писаниями паламитов не имела никакого документального подтверждения.
И тут внезапно, благодаря трудам Йоргоса Фустериса, расчистили реальную раннепаламитскую роспись - фрески кафоликона солунского монастыря Влатадон самого начала 1360-х гг. (там уже был известен один образ Паламы). Роспись была заказана никем иным, как Филофеем Коккиным, и содержит улетную паламитскую программу: в парэкклисии Палама восседает в парусах с тремя святителями в монашеских одеждах и сравнивается со Златоустом, а в наосе сцены типа Преображения соединяются с улетной движухой на небесах.
Но что самое интересное, в стиле этих фреско нет никакого аскетизма и просветления. Напротив, они очень классичны, ориентируясь порой на старые образцы, временами экспрессивны, а местами даже манерны, если не кокетливы. Главное в них не свет, а цвет. Никакой унылости - напротив, куча забавных деталей и подробностей.
В общем, настоящее исихастское искусство оказалось совсем другим. Возможно, что Феофан Грек - это обычная догматизация столичной моды на периферии. Возможно и то, что Филофей хотел показать империи, что исихасты - это не мрачные самоуглубленные монахи, а вполне себе даже ценители классики. Как бы то ни было, придется все передумывать заново.


Христос из купола
P.S. Статья Фустериса - https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/ddlikhacheva_edu_hse_ru/EYAugRXlMJ9IrX1gvqtZy6sBBi2cpdzk_GAUMC9hf-8eaQ?e=NVg33A

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments