ampelios (ampelios) wrote,
ampelios
ampelios

Category:

Боле для памяти, чем для посрамления (паки о Кассии)

Продолжаю читать иконопочитательские жития. "Жития Прокопия Декаполита" (перевод Иванюк, комментарии Сениной). В тексте отпежоплены заимствования из "Жития Макария Пелекитского". Однако совершенно не замечено, что первая половина жития точно так же не просто зависит от "Жития Александра Акимита", а просто таки сконструирована по его подобию. Пежоплю по тексту.
"2. Родители предивного сего мужа были богаты и с молодых ногтей дали (ему) превосходное воспитание в эллинских учениях, так что он, выучив в недолгий срок все внешние науки, в дополнение к ним усвоил и то, что слава жизни сей проходит, как цвет травы. Посему он, не придавая суетному никакого значения, устремился к образу лучшему образу жизни.
3. Засим, прислушавшись к изречению из Божиего Евангелия, гласящему: Если хочешь быть совершенным, продай имение твое, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй м Мной, — и уверовав искренне и непоколебимо, он раздал нищим и бедняками причитающуюся (ему) часть отцовского наследства, а сам удалился от мира, пренебрегши друзьями, родичами и отчизной.
4. Представ же пред пастырем одной разумной паствы, недавно ускользнувшего (sic!) из епископии и обитавшего (sic!) в горах, поскольку исступление и одержимость иконоборцев взяли верх, он открыл ему о себе всё вкупе с давней своей мыслью отречься от мира и послужить Христу. А тот верный и истинный пастырь и наставник, знамением божественного креста вооружил его на борьбу с сопротивником, заковав все члены его тела в надежные и прочные доспехи, и отослал сего воителя к насельникам лежавшей неподалеку обители, дабы тот под их руководством приносил плоды с большей отдачей.
5. Проведя в обители три года, он преуспевал в Господе, должным образом свершая свой подвиг и выказывая всем послушание. Однако когда он обнаружил, что образ жизни в монастыре не сообразуется с божественным Писанием, ибо братия, что ни день, пеклись о (земных) надобностях, раб Божий Прокопий, горя духом (и) постоянно внимая Владычнему: не заботьтесь о завтрашнем дне и вы лучше многих воробышков, — смущался и в конце концов оказался не в силах сдерживать себя, однако не сумел уйти сразу же, ибо не настала еще пора.
6. Итак, проведя там по своему желанию четыре года — не по темноте своей, а чтобы твердо усвоить то, о чем гласит каждый стих (Писания), — тогда уже, сподобившись изрядных познаний, он не вынес, наконец, лицезрения чего бы то ни было тлетворного, что вопреки заповеди. И вот, он явился к игумену и сказал: «Отче, истинно ли написанное в Евангелии?» А тот ему: «Да, чадо, — говорит, — истинно, ибо это глаголы не человека, но Бога». В ответ дивный Прокопий спросил: «Но отчего мы так не поступаем, отче?» Все братия ему ответствовали: «Никто не в силах соблюдать это».
7. Тогда, удрученный неутолимою печалью, поскольку потерпел убыток за все прошедшее время, растратив его ни на что, он, с согласия настоятеля и всех братий, ушел прочь с тем, чтобы следовать Писанию и подражать святым нашим отцам. И тотчас он отправился в пустыню и провел там семь лет, нимало не заботясь ни о чем земном: им руководствовала Божия благодать.
8. А Человеколюбец Бог, увидев пылкую любовь к Нему Его раба, одарил его так, что стоило тому попросить, как ему ясно отрывалось все, что станется на земле до скончания времен. Когда же эта тайна сделалась для него очевидной, он озадачился тем, как правильно исполнять сие дело.
9. Итак, обнаружив данную ему (способность) к познанию, он сказал сам себе: «Как мой Владыка провел границы в творении, установив, чтобы день и ночь согласованно прирастали и убывали, так и я буду непрерывно возносить в них хвалы Творцу». Вслед за этим он сказал себе: «Наш Спаситель наказал прощать сорабам, грехи до семидесяти семи раз. Итак, следует и мне, сообразуясь с этим числом, столько же раз почтить Творца песнопениями и молитвами».
10. Принося в пустыне такие вот плоды, он — чудесная ветвь! — собрал вокруг себя великое множество народу, стремящегося его усилиями приобщиться ко Христу, ибо в тех краях о нем повсюду разнесся слух. И он, наставив их на путь и постригши (в монахи), основал обитель, показав им добрый пример и немало образцов для подражания. И вот чудеса! — имея попечение о стольких братьях, он никогда не склонял никого к помыслам о насущном; напротив, когда бывал у них какой излишек насущного, они, согласно святому Евангелию, передавали его в руки бедняков. Имели же они лишь по одному хитону. С радостию всякий день насыщали они себя душеспасительными речами отца, памятуя о вечном царствии и сущих там благах, о неизъяснимой славе, и — вновь и вновь — о нестерпимых муках геенны, о сопутствующих болезненных и страдальческих стонах и о несказанной скорби, (грядущей) на нерадиво исполняющих дело Господне и преступающих заповеди. Этим они назидались, этим питались, движимые упованием на (будущие) блага и направляемые страхом перед карами.
12. Блаженный же Прокопий, желая навсегда покинуть (это) место, распорядился, чтобы другой вместо него опекал и окормлял души его паствы, которую он собрал своим подвижничеством, добродетелью и заботою. Сам же он влекся к местам уединенным, где показал всякий вид подвижничества, какой бы ни встретился горящему любовью к Самому доброму Пастырю и Учителю Христу".
Subscribe

  • Если что, я в Босре

    Римский театр

  • Если что, я в Дамаске

    Яковитский собор св. Георгия

  • Тесен мир

    Уже во второй раз за последние месяцы в ответ на звонок по телефону с Авито относительно ампирной мебели слышу: Здравствуйте, Андрей Юрьевич! В этот…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments