ampelios (ampelios) wrote,
ampelios
ampelios

Categories:

Альтернативный Кипр. День третий. Эгиалуса-Давлос

День начинается, как и положено, с рассвета. Вернее, еще до рассвета – с восходом большого и теплого кипрского солнца мы выезжаем на дело. Дело несложное – легкая прогулка. Вначале агиасма. То ли святой Фирс, то ли святой Ферессий, но впечатляет. Храм века пятнадцатого (естественно, недействующий) запружен иконами, лампадками, разноцветными тряпочками. Очень похоже на Осетию. В углу маленькая дырочка. Согнувшись, спускаешься вниз. Там источник. Вода минеральная, солоноватая, отдаленно напоминает морскую. Шум моря слышно даже здесь, под землей.



Но мы отъезжаем вглубь узкого полуострова. Полседьмого утра – никаких билетеров еще нет и в помине. Агиа Триада – базилика из учебников по христианской археологии: атриум с фиалом, нартекс, солея, амвон, три апсиды, баптистерий, доппомещения, мозаичный пол со строительными надписями перед алтарем и у порога. Местные мозаичисты, подражая антиохийским, довольно виртуозны. Особенно запоминается один сюжет перед восточной частью северного нефа – две развязанные сандалии. Снимайте обувь!






После завтрака и трогательных многократных прощаний с Янисом начинаются поиски древностей. Схема следующая: в дополнение к убогим местным путеводителям берется греческая книга «Оккупированные церкви Кипра», по фотографии устанавливается примерная дата, греческое название ищется наудачу в списке турецко-греческих соответствий, выпрошенном в одном турофисе, – сверяясь по малюсенькой точке на контуре острова из греческой книжки, по карте отыскиваю искомый пункт, а там Нихат уже расспрашивает местных. Те охотно помогают, пытаясь догадаться, о чем идет речь. Иногда, с большой осторожностью, как бы ни поняли, что за книга, приходится показывать фотографии – «А-а, так это же наша мечеть!»



Искомые древности идут одна за другой: малоприметный и малопримечательный св. Фотий, синайское подворье Панагия Элеуса с горькими шариками декоративных апельсинов и причудливой декорацией готических капителей в виде шариков на ножке, св. Филон. Стоп. С этого места поподробнее. Большинство ранневизантийских кипрских памятников постигла одна участь: после арабских разрушений они были восстановлены в меньшем объеме (типа только в центральном нефе) и в других формах. Таков св. Филон, таковы Пангаии Хрисиотисса и Асоматос в Афендрике. Другой только св. Георгий там же. Маленький псевдо-крестовокупольный, он поражает двумя апсидами в одном алтаре, причем престол стоял перед апсидами. Не знаю, кто как, а я такого никогда не бачив!









Конец Карпасии – св. Андрей. Мой святой и его чудотворный источник. В 1974 г. тут осталось человек 600 старых греков, которые не захотели уезжать. Сейчас их 65, и всё здесь очень похоже на вымирающую русскую деревню. В церкви поп, сторож и его жена, которые колоритно разбивают толстые свечи и кидают их в тележку – на переплавку в Левкосию. Лениво бродят кошки и туристы. Святая вода бесплатно, пятилитровая канистра – два миллиона.






День, насыщенный древностями под завязку, подходит к концу, который, где ни случись, будет логичным. Вялые попытки найти еще что-нибудь. Св. Георгий в Ризокарпаси/Гипкарпазе никому не известен. Св. Михаил в Эгиалусе/Йениэренкёе превращен в мечеть. Панагия Канакария опять закрыта. Панагия Феотокос, Панагия Кира – нет сил. Уходим на север. И как награда, за горами видим закат. Закат на море. Давлос/не важно как. Последний подарок судьбы – английская карта Кипра на стене. С памятниками, выторгованная хозяином у проезжего англичанина. Переснимаем на цифровик и загоняем в компьютер – завтра разберемся. Пожалуйста, завтра…





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment