ampelios (ampelios) wrote,
ampelios
ampelios

Categories:
  • Music:

Праздник Введения

Сегодняшний праздник Введения во Храм основывается, в отличие от большинства остальных двунадесятых праздников, не на Новом Завете, а на "Протоевангелии Иакова". Откуда же берет свои сведения "Протоевангелие"?

««История», которую написал Иаков, совсем небезыскусна. Автор удваивает сцены, повторяет мотивы, проводит параллели между персонажами и полчеркивает антитезы. В манере агадического мидраша «Протоевангелие» истолковывает первые главы Евангелий от Матфея и от Луки. Оно снимает все сложности, заданные этими текстами, и разницу между ними, заполняет лакуны, истолковывает, оставляет в стороне некоторые элементы и создает последовательное душеполезное повествование, которое показывает читателю, как следует толковать тексты, взятые им из разных мест. Чтобы создать историю рождества и детства Матери Иисуса, он берет в качестве модели библейские эпизоды и мотивы. Самый очевидный пример — история Анны и Иоакима, созданная на основе 1Царств 1-2, откуда автор взял в т.ч. имя матери Марии, ее бесплодие и ее обет посвятить Господу младенца, который родится, песнь, спетую Господу, задержку и введение во Храм. Другие примеры — выбор Иосифа (Числ 17, 16-28; 16, 31-32 // ПротИак 9, 1-2) и испытание водой (Числ 5, 11-31 // ПротИак 16). И в остальном апокриф интегрирует в себя другие места из Ветхого Завета: историю Авраама и Сарры и неожиданное рождение Исаака (Быт 18, 1-5; 21, 1-8 // ПротИак 1, 3; 2, 4; 6, 2), за которым следует большой праздник; радость Анны, кормящей грудью свое дитя (Быт 21, 6-7 // ПротИак 6, 3); благовествования касательно Исаака и Самсона (Быт 18; Суд 13 // ПротИак 4, 1-2). Наконец, душеполезные рассказы: о Товите, Иудифи и Сусанне (Иудифь постится из-за своего вдовства, но прерывает пост на дни праздника (Иуд 8, 6 // ПротИак 2, 1-2); Товита унижает жена за подозрение в краже (Тов 2, 11-14), как и уничиженная Анна сомневается в происхождении подарка, который ей подносит ее служанка (ПротИак 2, 2-4); Иоаким обязан своим именем мужу Сусанны (Дан 13, 1 // ПротИак 1, 1), которая, как Анна, удаляется в сад (Дан 13, 7 // ПротИак 1, 1)), также оставили свои следы в первой части «Протоевангелия».
Автор «Протоевангелия» не только опирается на текст Библии, но и, равным образом, на те интерпретации, которые бытовали в его время. Например, он знает, что рождение раньше срока — знак прямого Божьего вмешательства: Мария, подобно Исааку, является на свет на седьмом месяце беременности своей матери. Он знает толкование Быт 4, 1, согласно которому Каин — плод союза Евы с Сатаной-Самаилом (Таргум Пс.-Ионафана на Быт 4, 1; Изречения Рабби Элиезера 21; Вопросы Варфоломея 4, 58-59 // ПротИак 13, 1), и иллюстрирует идею о зачатии без боли и вмешательства мужчины и идею чудесного рождения (Ис 66, 7; Исход рабба 1, 20; Вознесение Исайи 11, 12-14, Оды Соломона 19, 6; Деяния Петра 24; Ириней. Против ересей III, 21, 4 // ПротИак 9, 2 – 10, 4).
Как и всякий мидраш, «Протоевангелие» имеет своей целью продвижение верных в понимании Писаний и укрепление их веры. Она могла быть поколеблена, например, чтением труда под названием «Правдивый рассказ», написанного языческим философом Цельсом ок. 178 г., который по пунктам опровергает Ориген в своем сочинении «Против Цельса». В своем стремлении подорвать основы новой религии, Цельс собирает воедино те упреки Иисусу, которые бытовали среди иудеев (см.: Ориген. Против Цельса 1, 28; 1, 32; 1, 39; 2, 32): Иисус был плодом блудной связи своей матери — женщины низкого происхождения, дочери крестьянина, бедной прядильщицы, с римским воином по имени Панфир. Изгнанная своим мужем, Мария бесславно блуждала и родила своего сына в яслях. Происходивший из ничтожного иудейского городка, Иисус сам выдумал свое рождение от девы.
«Протоевангелие» отвергает все эти утверждения: Мария родилась от богатых и образованных родителей, горожан царского происхождения, потомков Давида. Искусная в ткачестве, она участвовала в почетном деле создания храмовой завесы и занималась самыми драгоценными материалами. Иосиф — конечно, плотник, но он руководил важными постройками. Мария — не блудница: ее невинность засвидетельствована Иосифом, явлением ангела и первосвященником, а также народом, благодаря испытанию водой обличения…»
А. Фрей в: BOVON, F. – GEOLTRAIN, P., Écrits apocryphes chrétiens I (Bibliothèque de la Pléiade 442), Paris 1997, p. 75-77.

С праздником!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments