««История», которую написал Иаков, совсем небезыскусна. Автор удваивает сцены, повторяет мотивы, проводит параллели между персонажами и полчеркивает антитезы. В манере агадического мидраша «Протоевангелие» истолковывает первые главы Евангелий от Матфея и от Луки. Оно снимает все сложности, заданные этими текстами, и разницу между ними, заполняет лакуны, истолковывает, оставляет в стороне некоторые элементы и создает последовательное душеполезное повествование, которое показывает читателю, как следует толковать тексты, взятые им из разных мест. Чтобы создать историю рождества и детства Матери Иисуса, он берет в качестве модели библейские эпизоды и мотивы. Самый очевидный пример — история Анны и Иоакима, созданная на основе 1Царств 1-2, откуда автор взял в т.ч. имя матери Марии, ее бесплодие и ее обет посвятить Господу младенца, который родится, песнь, спетую Господу, задержку и введение во Храм. Другие примеры — выбор Иосифа (Числ 17, 16-28; 16, 31-32 // ПротИак 9, 1-2) и испытание водой (Числ 5, 11-31 // ПротИак 16). И в остальном апокриф интегрирует в себя другие места из Ветхого Завета: историю Авраама и Сарры и неожиданное рождение Исаака (Быт 18, 1-5; 21, 1-8 // ПротИак 1, 3; 2, 4; 6, 2), за которым следует большой праздник; радость Анны, кормящей грудью свое дитя (Быт 21, 6-7 // ПротИак 6, 3); благовествования касательно Исаака и Самсона (Быт 18; Суд 13 // ПротИак 4, 1-2). Наконец, душеполезные рассказы: о Товите, Иудифи и Сусанне (Иудифь постится из-за своего вдовства, но прерывает пост на дни праздника (Иуд 8, 6 // ПротИак 2, 1-2); Товита унижает жена за подозрение в краже (Тов 2, 11-14), как и уничиженная Анна сомневается в происхождении подарка, который ей подносит ее служанка (ПротИак 2, 2-4); Иоаким обязан своим именем мужу Сусанны (Дан 13, 1 // ПротИак 1, 1), которая, как Анна, удаляется в сад (Дан 13, 7 // ПротИак 1, 1)), также оставили свои следы в первой части «Протоевангелия».
Автор «Протоевангелия» не только опирается на текст Библии, но и, равным образом, на те интерпретации, которые бытовали в его время. Например, он знает, что рождение раньше срока — знак прямого Божьего вмешательства: Мария, подобно Исааку, является на свет на седьмом месяце беременности своей матери. Он знает толкование Быт 4, 1, согласно которому Каин — плод союза Евы с Сатаной-Самаилом (Таргум Пс.-Ионафана на Быт 4, 1; Изречения Рабби Элиезера 21; Вопросы Варфоломея 4, 58-59 // ПротИак 13, 1), и иллюстрирует идею о зачатии без боли и вмешательства мужчины и идею чудесного рождения (Ис 66, 7; Исход рабба 1, 20; Вознесение Исайи 11, 12-14, Оды Соломона 19, 6; Деяния Петра 24; Ириней. Против ересей III, 21, 4 // ПротИак 9, 2 – 10, 4).
Как и всякий мидраш, «Протоевангелие» имеет своей целью продвижение верных в понимании Писаний и укрепление их веры. Она могла быть поколеблена, например, чтением труда под названием «Правдивый рассказ», написанного языческим философом Цельсом ок. 178 г., который по пунктам опровергает Ориген в своем сочинении «Против Цельса». В своем стремлении подорвать основы новой религии, Цельс собирает воедино те упреки Иисусу, которые бытовали среди иудеев (см.: Ориген. Против Цельса 1, 28; 1, 32; 1, 39; 2, 32): Иисус был плодом блудной связи своей матери — женщины низкого происхождения, дочери крестьянина, бедной прядильщицы, с римским воином по имени Панфир. Изгнанная своим мужем, Мария бесславно блуждала и родила своего сына в яслях. Происходивший из ничтожного иудейского городка, Иисус сам выдумал свое рождение от девы.
«Протоевангелие» отвергает все эти утверждения: Мария родилась от богатых и образованных родителей, горожан царского происхождения, потомков Давида. Искусная в ткачестве, она участвовала в почетном деле создания храмовой завесы и занималась самыми драгоценными материалами. Иосиф — конечно, плотник, но он руководил важными постройками. Мария — не блудница: ее невинность засвидетельствована Иосифом, явлением ангела и первосвященником, а также народом, благодаря испытанию водой обличения…»
А. Фрей в: BOVON, F. – GEOLTRAIN, P., Écrits apocryphes chrétiens I (Bibliothèque de la Pléiade 442), Paris 1997, p. 75-77.
С праздником!